Бессонница, или инсомния, – это нарушение сна, при котором человек с трудом засыпает или просыпается среди ночи и не может вернуться ко сну. Дефицит сна вызывает сильную дневную сонливость, апатию, депрессивное состояние. Эпизодическая бессонница знакома почти каждому, она может быть вызвана стрессом, болезнью, внешними факторами, обычно проходит самостоятельно и не требует специального лечения. Хроническая бессонница может длиться на протяжении нескольких месяцев и серьезно ухудшать качество жизни.
В научной литературе в последнее время появляется все больше подтверждений тому, что значительная часть пациентов, жалующихся на бессонницу (особенно это касается бессонницы, устойчивой к воздействию снотворных препаратов), на самом деле страдают от обструктивного апноэ сна.
Работники Института сна и здоровья человека (Альбукерке, США) в 2014 исследовали большую выборку пациентов (1 210 человек) с бессонницей, не поддающейся лечению медикаментами. Испытуемые прошли полное сомнологическое обследование. Результаты были ошеломляющими: у 91% пациентов был обнаружен синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) средней и тяжелой степени.
70% участников исследования замечали у себя классические симптомы (храп, чувство нехватки воздуха) этого заболевания, но ни один из них не прошел должного обследования. Также ни один из них не соотносил эти симптомы с бессонницей. К сожалению, врачи тоже далеко не всегда связывают бессонницу с синдромом обструктивного апноэ сна.
Механизм связи этих заболеваний еще недостаточно изучен. Есть предположение, что пациентов будят остановки дыхания, характерные для СОАС, причем после пробуждения они не могут повторно заснуть. Существует также версия, что из этих двух заболеваний бессонница является первичной и уже впоследствии приводит к развитию СОАС: хронический дефицит сна негативным образом влияет на тонус мускулатуры дыхательных путей, но исследований на эту тему пока не проводилось. И, наконец, третья теория: в основе обоих этих заболеваний лежит один и тот же механизм. Вероятно, в нем задействована гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, а также метаболические факторы, однако это пока не доказано.