Хроническая боль в наше время становится все более распространенным явлением. По данным Российской ассоциации по изучению боли распространенность хронических болевых синдромов в России варьируется от 13,8% до 56,7%, составляя в среднем 34,3 случая на 100 человек. Более чем 40% людей, страдающих хронической болью, указывают на то, что боль серьезно снижает их качество жизни.
Между болевым синдромом и нарушениями сна существует двухсторонняя связь. Боль фрагментирует сон, ухудшает его качество и нарушает нормальную архитектуру сна. Недостаточный или некачественный сон, в свою очередь, может снижать болевой порог, замедлять процесс восстановления после травм и усиливать болевой отклик. Болевые стимулы вызывают микрореакции пробуждения, которые прерывают сон и нарушают его нормальную структуру. Хроническая боль ассоциируется с повышенной высокочастотной активностью на ЭЭГ и пониженной низкочастотной. Кроме того, при хронической боли наблюдается такой феномен, как «альфа–дельта сон». Суть его заключается в том, что в структуре медленноволновой активности, характерной для глубоких стадий сна (дельта-сна), обнаруживаются фрагменты быстрых колебаний в альфа-диапазоне, типичных для бодрствования. Считается, что альфа-колебания в дельта-сне – признак деятельности активирующих систем, не позволяющих медленноволновому сну полноценно выполнять свою восстановительную функцию.
Как минимум половина пациентов с хроническим болевым синдромом имеет жалобы на качество сна. По результатам некоторых опросов эта цифра достигает 70%–88%. Также обнаружена положительная корреляция выраженности боли и тяжести нарушений сна.
Пациенты с фибромиалгией испытывают более сильную боль, если плохо спали в ночь накануне. Обратная закономерность тоже существует. Синдром обструктивного апноэ сна чаще диагностируется у этих пациентов (встречаются показатели от 46% до 80%), чем в популяции в целом.
Два главных фактора обструктивного апноэ – это фрагментированный сон и гипоксия.
1. Экспериментальные исследования показывают, что фрагментация или депривация (отсутствие) сна повышают болевую чувствительность.
В медицинской литературе есть немало данных о связи недостатка сна и болевых ощущений: «Недостаток сна и REM-сна и гиперальгезия», «Влияние депривации сна на облегчение боли и спонтанные боли у женщин» и другие.
В этих работах говорится о том, что даже однократное нарушение сна приводит к снижению болевого порога, нарушению работы эндогенных болеутоляющих систем, возникновению спонтанных болей.
2. В пятом номере журнала Anesthesiology за 2013 г. опубликована статья Э. Дуфаса, в которой рассматривается связь перемежающейся ночной гипоксии (характерной при апноэ) и боли.
Ночная гипоксия повышает вероятность возникновения болевых ощущений (головная боль на следующий день, болевые ощущения, мешающие заснуть, боль в целом). В литературе уже есть свидетельства опосредованного влияния гипоксии на болевые ощущения путем активации системного воспалительного процесса. Сейчас уже подтверждаются гипотезы о том, что есть и непосредственная связь между метаболизмом кислорода и болевой чувствительностью. Постоянные эпизоды ночной гипоксии вызывают так называемый оксидативный (окислительный) стресс – повреждение клеток в результате реакций окисления. Окислительный стресс запускает цепь определенных метаболических изменений, повышается продукция активных форм кислорода митохондриями. В литературе есть данные о роли активных форм кислорода в патогенезе острой и хронической боли (Khattab, 2006; Fidanboylu, Griffiths, Flatters, 2011). Исследования на крысах свидетельствуют о том, что стимуляция выработки активных форм кислорода вызывает повышение болевой чувствительности (Hackel, Pflücke, Neumann, 2013).
Всё это говорит о том, что нарушения сна могут быть причиной возникновения /усиления болей.